Шатуны

Шатуны

Шатун (англ. bicycle crank) — рычаг, передающий усилие с педалей на вал каретки. В механике подобная деталь называется кривошип, но в велосипедной терминологии прижилось именно это название.

Шатуны — одни из наиболее нагруженных деталей велосипеда. На отечественных дорожных велосипедах их делают из стали, а на импортных и спортивных — из алюмини...

Шатун (англ. bicycle crank) — рычаг, передающий усилие с педалей на вал каретки. В механике подобная деталь называется кривошип, но в велосипедной терминологии прижилось именно это название.

Шатуны — одни из наиболее нагруженных деталей велосипеда. На отечественных дорожных велосипедах их делают из стали, а на импортных и спортивных — из алюминиевых сплавов или карбона. Чтобы уменьшить вес и сохранить прочность, производители пускаются на разные ухищрения — делают их полыми, имеющими замысловатые поперечные сечения.

Два шатуна и блок передних звездочек образуют т. н. систему (англ. crankset). Иногда (чаще на недорогих велосипедах) система выполнена в виде неразборной конструкции, объединенной вместе с правым шатуном, и тогда при износе звездочек приходится менять всю систему целиком. На велосипедах средней и верхней ценовых категорий передние звездочки обычно можно отсоединить от правого шатуна, то есть их можно менять независимо, по мере износа зубьев.

Обслуживание

Необходимость замены шатунов возникает также при их поломке или повреждении. Снимать шатуны (один или оба) приходится еще для регулировки или замены каретки.

Нужно следить за правильной затяжкой педалей и крепления к валу каретки, ослабшее соединение может привести к срыванию резьбы или деформации гнезда под каретку.

Инструменты

Разное

  • Обычно новые шатуны приобретаются вместе с передними звездочками в составе системы.
  • При покупке новых шатунов надо учитывать то, что существуют несколько разновидностей кареток, отличающихся типом оси. Надо выбирать шатуны, совместимые с имеющейся кареткой. Кроме того, шатуны выпускаются разной длины, (от 165 до 180 мм). Слишком длинные шатуны на раме небольших размеров могут привести к неудобствам при езде по неровной местности, а слишком короткие потребуют дополнительных усилий при педалировании. Типичная длина шатунов — 170—175 мм, чем больше ростовка рамы, тем длиннее шатуны.
  • Проблема сорванной резьбы в отверстии для оси педали решается рассверливанием и установкой специальной втулки (футорки). Лучше это сделать в мастерской, но при условии, что вам это обойдётся значительно дешевле новой пары шатунов — нужно ещё принять во внимание, что ухо шатуна будет уже не столь выносливым, как до рассверливания.
  • Погнутый (например, в результате падения) алюминиевый шатун стоит заменить, даже если нет видимых трещин — он может сломаться в самый неподходящий момент.
  • Иногда при вращении педалей появляется треск, хруст или щелчки в районе каретки, первое подозрение падает обычно на собственно каретку. Но чаще всего виновником оказывается сопряжение а) шатуна и вала; б) шатуна и оси педали — проблемный узел следует разобрать, нанести свежую смазку и как следует затянуть крепление. Место генерации звуков этой "китайской пытки" часто трудноопределимо ещё и потому, что как раз-таки в производящем их соединении люфт может совершенно отсутствовать, а стуки-щелчки имеют свойство отдаваться во всей раме, и не обладать, как назло, регулярностью.
  • Омерзительный скрип — болезнь архаичного способа фиксации шатунов на валу клиновыми штифтами ("солдатиками"), которой страдает едва ли не всё поголовье велосипедов советского и постсоветского производства. Легко устраняется периодическим закапыванием двух-трёх капелек масла в места соприкосновения шатуна, штифта и вала. Что характерно, скрип издают опять же только те шатуны, которые ещё и не думают люфтить, тем самым снова заставляя подозревать ни в чём не повинную каретку. Разбирать излишне, главное, чтобы масло попало в зазоры между сопряжёнными деталями и, как только оно проложит себе дорогу во все закоулки соединения, скрип (иногда и на довольно длительный срок) исчезает.
  • С чисто технической точки зрения правильное название рассматриваемой детали — "кривошип".
Еще

Шатуны Товаров: 24.

на странице
Показано 1 - 12 из 24 товаров
Показано 1 - 12 из 24 товаров

Производители