Вилки, рамы

Вилки, рамы

Велосипедная вилка (англ. bicycle fork) — многофункциональная несущая деталь (или механизм) рулевого управления велосипеда, который удерживает переднее колесона велосипеде и соединяет ось колеса с рулём напрямую. В основные функции различных вилок входят:

  • поворот колеса точно на угол поворота руля;
  • удержание точной траектории колеса за счёт торс...

Велосипедная вилка (англ. bicycle fork) — многофункциональная несущая деталь (или механизм) рулевого управления велосипеда, который удерживает переднее колесона велосипеде и соединяет ось колеса с рулём напрямую. В основные функции различных вилок входят:

  • поворот колеса точно на угол поворота руля;
  • удержание точной траектории колеса за счёт торсионной жёсткости собственной конструкции;
  • восприятие нагрузок при торможении велосипеда передним тормозом;
  • удерживание оси переднего колеса;
  • гашение вертикальных колебаний переднего колеса при скоростной езде по неровностям (в случае с амортизационными вилками), обеспечивая качественное демпфирование и качество управления велосипедом;
  • обеспечение безопасности езды на велосипеде за счёт достаточной прочности собственной конструкции, рассчитанной под определённый тип использования.
Еще

Вилки, рамы Нет товаров в этой категории.

Подкатегории

  • Амортизационные вилки

    Амортизационные вилки  применяются на велосипедах, предназначенных для использования на неровных рельефах местности, на бездорожье и т. п.

    Служат двум целям:

    • Улучшают контроль над велосипедом на высокой скорости — колесо лучше держит траекторию и сцепление с поверхностью земли; гасятся удары, возникающие на колесе при экстремальном использовании и прыжках;
    • Увеличивают комфортность и безопасность высокоскоростной езды.

    Слабые стороны таких вилок по сравнению с жесткими — больший вес и цена, необходимость в систематическом техническом обслуживании, подверженность паразитной раскачке при силовом педалировании.

    Зачем нужна хорошая вилка?

    Практически все опытные велосипедисты в свое время (когда катались на своих первых МТВ) недоумевали, зачем менять имеющуюся вилку на что-то другое. Ведь она пружинит, смягчает удары по рукам на поребриках — всяко лучше, чем жесткая вилка на Туристе или Аисте! А стоимость новых вилок тем временем внушала ужас — идея выложить за «кусок железа» стоимость всего остального велосипеда казалась немыслимой.

    Однако с ростом опыта вождения, скоростей и нагрузок постепенно приходило понимание того, что экономить на таком важном узле, как вилка, нельзя — ведь скупой, как известно, платит дважды. Хронически отбитые и немеющие ладони, боли в плечах и шее, а кому не повезло — фатальные поломки вилок на ходу и вызванные этим происшествия.

    Автор данных строк впервые поставил себе задачу купить хорошую вилку после того, как повредил плечо, неудачно попав на сильно накачанных колесах в дорожную колдобину. И, проездив по несколько сотен—тысяч километров на самых разных вилках (от жестких алюминиевых до высококлассных амортизационных), утвердился во мнении, что экономия на вилке крайне нежелательна — по крайней мере, если ездить не только по гладкому асфальту.

    Чем же отличается хорошая вилка от плохой?

    Начнем с того, что хорошо работающая вилка значительно увеличивает безопасность движения по неровной дороге, обеспечивая постоянный контакт переднего колеса с дорогой, улучшая управляемость и снижая риск того, что в повороте колесо налетит на камень, подпрыгнет и байкер окажется в кустах.

    Вилка для велотуризма и покатушек — комфортабельная, хорошо отрабатывает мелкие неровности, но при этом — не пробивается на крупных. Спортивная вилка, наоборот, должна быть жестковатой, чтобы не раскачиваться, съедая энергию, при активном вкручивании и должна иметь удобную возможность блокировки и достаточное количество регулировок. Любая вилка должна примерно одинаково хорошо работать под байкером весом от 45 до 100 кг в течение круглого года.

    Хорошая вилка — легкая (до 2 кг, а для гонок — ближе к 1,5 кг), но вместе с тем достаточно прочная и жесткая для того, чтобы уверенно выдерживать 100-килограммового байкера, даже если он будет участвовать на ней в гонках кросс-кантри. Вилка не должна быстро изнашиваться, требовать частой переборки внутренностей, запчасти и расходники для нее должны быть доступны, сервисное обслуживание — быть беспроблемным.

    Разумеется, совместить все эти требования в одном экземпляре крайне сложно, особенно за минимальные деньги. Однако многие современные вилки, начиная со среднего уровня, уже достаточно качественные для того, чтобы по надежности и ощущениям от езды быть на голову выше бюджетных собратьев. К сожалению, найти хорошую вилку на недорогом велосипеде из магазина очень сложно. Почему? Ответ простой: если на велосипед стоимостью 700 долларов поставить хорошую вилку стоимостью 500 долларов, то что останется на остальное?

  • Ригидные вилки

    В таких вилках смягчение ударов в некоторой степени происходит за счёт упругой деформации материала ног, оставшаяся часть ударов приходится на покрышки и руки байкера. Они применяются на велосипедах, преимущественно предназначенных для езды по дорогам. Выпускаются огромным количеством фирм, начиная от абсолютно неизвестных китайских и заканчивая мировыми брендами, такими как DT Swiss.

    Жесткие вилки не позволяют развить большую скорость на неровной дороге, но у них есть и ряд преимуществ:

    • Высокая надежность;
    • Нечувствительность к морозу, соли, грязи;
    • Нет необходимости в проведении ТО;
    • Очень выгодное отношение стоимость/вес: жесткая вилка на 1-1,5 кг легче, чем амортизационная за те же деньги;
    • Практически неограниченная толщина покрышки;
    • Металлические вилки обычно имеют отверстия для установки багажника, полного крыла, иногда — дополнительных флягодержателей.

    Используемые в изготовлении жестких вилок материалы указаны в порядке возрастания цены:

    • Хромомолибденовая сталь. Вес вилки 1000-1200 г, что приближается по весу к топовой амортизационной, зато цена самая низкая, около 60€.
    • Алюминиевый сплав. Как ни странно, но вес не сильно отличается от стальной вилки — около 950 г. Цена выше, порядка 75€. В преимущества можно записать широчайшую цветовую гамму.
    • Карбон. Бывают нескольких видов:
      1. С алюминиевыми узлами (дропауты, корона, шток) — имеют средний вес (около 800 г) и цену (120—150€);
      2. Цельнокарбоновые — самые легкие (от 300 г), но цена начинается от 170€, плюс необходимо соблюдать аккуратность при работе с карбоновым штоком. Бывают как с выраженной короной, так и без нее.
    • Титановый сплав — редкие вилки, выпускаются преимущественно фирмой Рапид. Вес порядка 600—850 г в зависимости от ряда факторов, цена высокая, от 170—200€.

    Прочность и надёжность всех этих вилок достаточная даже для участия в гонках. Однако естественно, что сверхлегкие карбоновые вилки требуют большей аккуратности, чем тяжёлые стальные — например, у карбоновых вилок могут быть более жёсткие требования по процессу установки и по максимальному весу байкера.

  • Велосипедные рамы

    Велосипедная рама (англ. bicycle frame) — основная часть велосипеда, деталь, объединяющая воедино все остальные части конструкции. Оказывает сильное влияние на посадку ездока и удобство езды в различных условиях. Коренным образом определяет предназначение велосипеда.

    Используемые материалы

    Основная статья: Материалы рам и компонентов

    Почти все конструкционные материалы были испробованы в велостроении. Среди них: сталь, алюминий, титан, композиты (карбон, в основном), экзотические материалы (магний, бериллий, бамбук, дерево).

    Современные велосипедные рамы изготавливаются из следующих материалов:

    • Углеродистая сталь — велосипеды самого низкого уровня, советские велосипеды;
    • Хромомолибденовая сталь — отдельные модели дорожных и внедорожных велосипедов, модели для экстремального спорта;
    • Алюминиевый сплав — самый недорогой и распространенный материал;
    • Титановый сплав — российские рамы по спецзаказу, зарубежные велосипеды элитного уровня;
    • Углепластик (карбон) — гоночные велосипеды высокого уровня.

    При изготовлении рам материалы могут комбинироваться между собой: алюминий-карбон, титан-карбон, алюминий-сталь.

    Технологии

    • Механическая обработка — относительно недорогой способ получения труб неправильной формы (например, биовальных).
    • Гидроформинг — продвинутый способ получения труб различных форм и фактур. Труба помещается в форму, внутрь трубы закачивается под большим давлением горячее масло, труба принимает требуемую форму.
    • Термообработка — процесс изменения структуры стали, цветных металлов, сплавов при нагревании и последующем охлаждении с определенной скоростью. Приводит к существенным изменениям свойств материалов. Химический состав металла (сплава) не изменяется [1]. Применяется для значительного улучшения механических свойств рам, снятия напряжений после сварки.
    • Баттинг — местное утончение стенок труб с целью снижения веса при той же прочности.
  • Кольца, петухи

    Петух (англ. Derailleur hanger) — кронштейн, на который крепится задний переключатель. Его задача — быть запрограммированным «слабым звеном», чтобы при ударе по переключателю повреждался именно петух, а не рама, которая стоит на порядок больше. В линейках оборудования для экстремального использования применяются усиленные переключатели, которые крепятся непосредственно на ось втулки, что обеспечивает высокую механическую прочность всей системы.

Производители