Процесс ухаживания за «железным другом» включает: чистку, смазку и своевременную замену изнашиваемых частей.
Что делать? |
Как часто? |
Чистка рамы |
летом в сухую погоду – раз в 2-3 месяца, в дождливую погоду или после езды по пересеченной местности – после покатушки, зимой – сразу по возвращению в закрытое помещение еще до оттаивания налипшего снега и грязи |
Чистка и смазка цепи |
летом – в сухую погоду каждые 50-100 км, в дождливую погоду и зимой после каждой поездки |
Чистка тормозных тросиков |
как только тормозные ручки начинают туго ходить или тормозные колодки «залипать» |
Смазка втулок, рулевой колонки, каретки |
с появлением симптомов выхода из строя (постукивания, хруст) и каждые 1000-2000 км |
Замена цепи |
в среднем 3000-5000 км, можно каждые 500-1000 км менять «по кругу» 2-3 цепи, что удлиняет срок их эксплуатации (примечание 4) |
Замена задних звезд (кассета) |
по мере износа или примерно после смены 3 цепей |
Замена передних звезд |
по мере износа или примерно после смены 3 задних кассет |
Замена тормозных колодок |
по мере износа |
Замена тормозных и перекидочных тросиков и рубашек |
по признакам протертости, растянутости или загрязнения рубашек, которое не возможно устранить только чисткой |
Классификация
Внешний вид литиевого масла Литол-24
- По консистенции:
- Твердые — обычно используются как компонент смазки
- Пастообразные (консистентные, густые, пластичные)
- Жидкие (смазочные масла)
- Аэрозольные
- По наполнителям:
- По составу:
- Минеральные масла — основа большинства смазок
- Синтетические масла — обычно компонент состава, но бывают и основой (напр. силиконовые)
- Литиевые — примеры такой смазки: отечественные ЛИТОЛ-24, ЦИАТИМ-201,203, ФИОЛ-1, или импортный Lithium Grease (производства фирмы Weldtite).
- Кальциевые (отечественный солидол-ж)
- По предназначению:
- Для цепи
- Вилочное масло (жидкость амортизаторная АЖ-12Т, ВМГЗ, МГП-12 и зарубежная LHM+)
- Для смазки подшипников
- Универсальные
- Гидравлические — для использования в тормозной системе (DOT, LHM+)
- Консервационные (защитные)
Аэрозольные смазки
Тефлоновая смазка TF-2 фирмы Weldtite
Являются универсальными, предназначены для смазки таких движущихся узлов, как цепь, шарниры переключателей, места выхода тросиков из рубашек. Представляют собой жидкое масло (часто с добавлением тефлоновых присадок), разведенное в растворителе и находящееся в аэрозольном баллончике. При использовании паровая струя выбрасывается из баллончика через прилагаемую трубочку, оседает на поверхности детали, растворитель испаряется, а масло остается. Наиболее известный представитель — Weldtite TF2. Вопреки распространенному мнению, WD-40 не является смазкой вообще[1].
Преимущества:
- Легкость применения: нужно просто открыть крышку баллона, вставить трубочку и нажать на спуск.
- Возможность нанесения в труднодоступные места (в случае с жидкой смазкой для этого потребуется шприц).
- Безопасность при перевозке в рюкзаке — масло не может открыться и испачкать вещи.
Недостатки:
- Неэффективное использование масла — большая часть попадает не на нужную деталь, а на окружающие ее, в атмосферу, на пол.
- Возможность залить тормозные диски, ободья, тормозные колодки.
- Оставляет трудно выводимый битумный налет на деталях.
- Масло легкое, очень быстро вымывается водой.
- При поливании кассеты из баллончика растворитель вымывает густую смазку из подшипников втулки и ореха.
Масла для смазки цепи
- Автомобильные трансмиссионные — сочетают низкую цену и высокие рабочие характеристики. Часто критикуются за склонность к собиранию грязи на цепи, но при умеренном и аккуратном нанесении на ролики этот эффект невелик. Для удобного дозирования и нанесения обычно используется медицинский шприц. В сухую погоду держатся 200 километров и более. Различаются по вязкости, остальные особенности не имеют особого значения для велосипедного использования.
- Велосипедные аэрозольные — масло очень жидкое, с высокой проникающей способностью. Не столь устойчиво, как трансмиссионки, но и грязи на такую смазку налипает значительно меньше.
- Велосипедные жидкие — машинное масло в удобной упаковке с дозатором. От «обычных» масел отличается многократно большей ценой и силуэтом велосипеда на бутылочке.
- Двухкомпонентные смазки — представляют собой смесь густого масла с растворителем. После нанесения растворитель испаряется, а густое масло должно остаться в сочленениях цепи.
- Смазки для мокрой погоды (wet) — густые и липкие. Моментально собирают на себя всю пыль с дороги, но зато практически не смываются водой. Только для использования под дождем или зимой.
- Машинное масло (бытовое), «веретёнка» — вариант, проверенный многими поколениями велосипедистов. Иногда бывает в удобных масленках с дозатором.
- Силиконовые аэрозоли — малопригодны для цепи.
- Тефлоновые аэрозоли — популярны благодаря опрятному виду цепи и удобству применения. Для эффективной работы требуется наносить «тефлонку» на чистую цепь и просушить два часа перед поездкой, иначе суспензия тефлона не создаст устойчивую пленку. Максимальный ресурс одной смазки разные велосипедисты оценивают в 40-100 километров. Тефлонки только для сухих условий, в дождь смывается моментально.
- WD-40 — иногда используется в качестве смазки, но все чаще не рекомендуют так делать. Цель применения - промывка и очистка.
- Молибденовая смазка - даже после высыхания оставляет на деталях слой соединений молибдена, подобно графитовым смазкам, оставляющим слой графита. В остальном - такие же смазки. Часто выпускаются в виде спреев.
Экзотические способы смазки
- Проварка в литоле — идея заключается в том, чтобы разогретая густая смазка проникла внутрь роликов, что должно давать очень устойчивый результат. Упоминают также смазки с графитовым наполнением.
- Холодильное масло — очень текучая и хладоустойчивая смазка для компрессоров холодильных агрегатов. Устойчивость средняя, но цепь остается чистой.
- Замачивание цепи в смеси смазки и керосина на несколько часов (до суток).
- Мовиль - строго говоря, является автоконсервантом, имея при этом смазывающие свойства и образует защитную плёнку, снимает ржавчину. Обычно встречается в виде аэрозоля. Ресурс 50-100 км. Наносят на чистую цепь, вытирают, оставляют сохнуть 2-3 часа. Минус - жутко воняет. Плюсы - после высыхания цепь чистая, грязь/пыль не липнет, защита от воды/коррозии.
Задел на будущее:
Пластичные смазки для подшипников
Литиевая смазка Lithium grease фирмы Weldtite
- Солидолы- пластичные смазки с загустителем на основе кальциевых мыл высших жирных кислот.
Характеризуются низкой рабочей температурой, достаточно плохо смываются водой. Внешне солидол — однородная густая субстанция, от светло-желтого до темно-коричневого цвета. Солидол хуже Литола по температурным характеристикам (для велосипеда не существенно), однако Солидол более водостойкий.
- Литолы - пластичные смазки с загустителем на основе литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты. обычно имеют светло-желтый цвет. Не рекомендуется использовать литиевые смазки в местах возможного контакта с алюминием, во избежание коррозии металла.
В настоящее время многие мировые производители выпускают современные водостойкие литиевые смазки, которые по своим характеристикам превосходят литолы и солидолы. Также выпускаются специальные велосипедные пластичные литиевые смазки, которые, как правило, при одинаковых характеристиках стоят значительно дороже своих автомобильных аналогов.
Вилочные масла
В вилках используется масло двух видов:
- Масло, которое заливается в штаны. Оно достаточно вязкое (30w), его предназначение - смазывать ноги вилки для уменьшения трения, и слишком жидкое масло просто будет стекать, оставляя ноги несмазанными.
- Масло, которое заливается в демпфер. Это масло должно быть достаточно жидким (10w жарким летом, 5w весной, летом и осенью, 2.5w зимой), иначе оно будет препятствовать нормальному сжатию вилки.
Некоторые производители (например, Rock Shox) в технических справочниках указывают, масла какой вязкости нужно использовать в штанах и в демпфере. Найти масла нужной вязкости можно в мотомагазинах, масло для демпфера производит Motul, в штаны можно залить трансмиссионное масло.
Прочие точки смазки
- Рубашки тросиков Как правило, смазывать современные рубашки не рекомендуют, роль смазки выполняет внутренняя пластиковая трубка, а масло только приведет к накоплению загрязнений. Однако, суровые условия зимнего города, когда тросик начинает активно ржаветь и в рубашке растут соляные сталактиты, требуют защитить тросик масляной пленкой. Достаточно пары капель любого машинного масла, чтобы тросик в рубашке у заднего переключателя снова стал свободно ходить. Периодически все же стоит снимать тросик и очищать его нижнюю часть, можно покрыть его тонким слоем густой смазки. Использовать WD-40 и тефлонку не рекомендуется, они образуют очень стойкий осадок, который будет препятствовать нормальной работе троса.
- Резьбовые соединения Практически всё, что ввинчивается в велосипед, следует покрывать перед сборкой пластичной смазкой. Особенно это касается каретки и педалей. Для крепежа(болтов, гаек) и вообще резьбовых соединений особо рекомендуется графитовая смазка. Даже если в резьбе не останется ни грамма нефтепродуктов, графит не позволит ей "закиснуть". Заблаговременно нанесённая графитная смазка позволяет без проблем выкрутить практически любой болт даже после многих лет невмешательства.
Полезные советы
- Оказались посреди похода со скрипящей цепью и без капли масла? О вас позаботились автоводители, разбросав по придорожным кюветам канистры с остатками масла.
- Не разгорается костер из сырых веток? Аэрозольный баллончик с WD-40 станет неплохой зажигалкой на такой случай.
- Первый раз разбирали втулку, и теперь не можете совладать с россыпью шариков? Нанесите на дорожку подшипника густой слой пластичной смазки и налепив на нее шарики, установите ось с конусом на место.